Зачем строить Багаевский гидроузел? Если риски перекрывают возможную выгоду?

В 2018 году в Ростовской области начнется строительство Багаевского гидроузла.

Мнения об этом четко разделились: областное руководство, строительные, транспортные бизнес-структуры «за», научные эксперты, жители Ростовской области, казаки - «против».

Противостояние налицо.

Чем же оно закончится, кого послушает в конечном итоге высшее руководство России?

История вопроса

Еще в 1982 году первый секретарь Ростовского обкома КПСС Иван Афанасьевич Бондаренко, зная о негативных последствиях строительства Багаевского гидроузла, сумел добиться невероятного в то время: изъятия строительства этого объекта из планов на ХII пятилетку. Напомню, тогда это был практически гражданский подвиг!

29 февраля 2016 года председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев подписал распоряжение № 327-р, которое утвердило   Стратегию развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года.

Крупный инвестиционный проект строительства Багаевского гидроузла на реке Дон в хуторе Арпачин, Багаевского района, Ростовской области ставит целью устранить инфраструктурные ограничения на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации.

Начало строительства планируется уже в текущем 2018 году. Проект включает в себя создания судоходного шлюза, рыбопропускных сооружений, плотины, инженерных защитных сооружений от затопления и подтопления территории с оснащением объекта инженерно-технологическими центрами обеспечения транспортной безопасности и социальной сферы. Стоимость проекта 22 млрд. рублей. Срок реализации пять лет.

Однако никто пока не может убедительно ответить на вопрос, а надо ли вообще его строить -  с точки зрения экологических и экономических последствий для жителей Нижнего Дона?

 28.08.2017 и 31.08.2017 в Багаевском, Октябрьском, Усть-Донецком, Семикаракорском районах Ростовской области состоялись общественные слушания по обсуждению предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду объекта «Строительство Багаевского гидроузла на реке Дон».

В период с 05.10.2017 по 06.10.2017 были проведены повторные встречи с инициативными группами станицы Манычская, хутора Арпачин (Багаевского района) и станицы Бессергеевской (Октябрьского района).

Дважды жители, экологи, ученые единогласно выступили против строительства гидроузла. Предложения и замечания, высказанные участниками слушаний, были учтены в итоговом варианте раздела оценки воздействия на окружающую среду и переданы с проектной документацией в ФАУ «Главэкспертиза России».

В декабре 2017 года Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации организовал публичное обсуждение результатов технологического и ценового аудита проекта строительства Багаевского гидроузла на реке Дон. 

По итогам публичного обсуждения стало ясно, что оценка экологических рисков представителями общественности и аудиторами серьезно различаются.

Губернатор Ростовской области Василий Голубев на пресс-конференции ответил на этот вопрос одной из региональных газет - экономическая целесообразность проекта очевидна - это показало маловодье 2015 года, когда по Дону не могли передвигаться большие грузовые суда.

Да, сегодня уровень воды в Дону и в Цимлянском водохранилище выше, чем ожидалось…Однако, что будет в будущем? При реализации проекта будут учтены мнения всех экспертов. Например, уже сейчас в проект внесено изменение: вместо повышения уровня воды до 2,8 м теперь уровень воды повысят только на 2,0 м, заново рассмотрят конфигурацию и объем пропускных желобов для рыбы. Реализация проекта, по мнению губернатора, не должна нанести урона экологии региона.

В январе 2018 года проект «Строительства Багаевского гидроузла на реке Дон» получил положительные заключения проектной документации экспертной комиссии общественной экологической экспертизы межрегиональной экологической общественной организации «Независимый центр экологической экспертизы» и межрегиональной общественной организации содействия охране окружающей среды «Независимый институт общественной экологической экспертизы и аудита».

Откуда такая уверенность? Общественность сомневается…

Председатель Ростовского регионального отделения Межрегиональной организации содействия охране окружающей среды «Живая Планета» Ольга Ивановна Ткачук описала экологические риски и социальные последствия строительства Багаевского гидроузла на реке Дон.

Давайте вникнем в приводимые доводы.

Ткачук считает, что изменится уклад жизни местного населения ввиду изъятия земельных участков и повышения уровня грунтовых вод.

Планируется построить два водозабора. Один возведут для нужд самого объекта, а второй для поселка строителей. Служба эксплуатации гидроузла закладывает для себя артезианское водоснабжение.

Местные жители получат новый водозабор после окончания строительства. Водоснабжение местных жителей в период строительства проектом не предусмотрено.

  Уйдут под воду плодородные земли. Места обитания бобров, цапли, косулей.  Подпочвенные воды затопят подвалы, поплывут фундаменты, зачахнут сады. Местность станет заболоченной. На восстановление зеленой зоны уйдет не один десяток лет.

Гибель ихтиофауны и рыбного разнообразия

Эффективных мер по пропуску через плотину и спасению мигрирующей рыбы проектом не предусмотрено. Это означает тотальное разрушение всех миграционных путей рыб, всего естественного их воспроизводства. Сам факт попытки строительства гидротехнического сооружения на водоеме первой рыбопропускной категории с намерением разрушения миграционных путей в нарушение табуированных постулатов Красных Книг и без экологической экспертизы является уголовным преступлением и требует срочного вмешательства Прокуратуры Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации с целью предупредить уничтожение стратегических рыбных запасов страны.

Уничтожение среды жизни обитания гидросферы путем компенсации в размере 55 (пятидесяти пяти) миллионов рублей пусть даже на выростные хозяйства на порядок меньше наносимых убытков.

Бактериальное заражение воды

При строительстве Багаевского гидроузла предусматривается затопление территорий, расположенных выше по течению, в том числе населенных пунктов, в которых отсутствует централизованная система водоотведения. Канализование большинства населения осуществляется в выгребные ямы. При их затоплении неизбежно повышение бактериального и вирусного загрязнения воды, что ухудшит качество воды ниже по течению реки Дон и может стать источником заболевания населения региона.

Ухудшение качества воды для населения региона

При строительстве Багаевского гидроузла увеличится зеркало воды до плотины. Увеличится её испарение с поверхности, что приведет к повышению концентраций, растворенных в ней веществ, в том числе солей жесткости, и солесодержания. На соленость воды в реке Дон в нижнем течении значительное влияние оказывают нагонные явления.

 При западном ветре фронт воды из Таганрогского залива Азовского моря смещается выше по течению реки. Это явление после строительства гидроузла будет более выраженным в связи с уменьшением стока на устьевом участке.

На существующих водопроводных очистных сооружениях АО «Ростовводоканал» отсутствуют технологические узлы для снижения жесткости и солесодержания.

С сокращением скорости движения воды в реке увеличится количество донного ила, который оказывает негативное влияние на органолептические свойства воды, особенно в весенний период года при разложении ила актиномицетами.

Качество питьевой воды по данным показателям ухудшится.

При длительных восточных ветрах возможно значительное снижение уровней воды ниже критических значений на устьевом участке реки Дон, что может привести к остановке водозаборных сооружений и прекращению водоснабжения городов и населенных пунктов, осуществляющих водозабор из реки Дон.

Тепловое загрязнение поймы реки Дон и изменение климата от энергетического производства

В реке Дон недостаточно водных ресурсов для таких крупных водопотребителей, как Ростовская АЭС с четырьмя энергоблоками и Новочеркасская ГРЭС.  

Добавится еще эксплуатация танкерных перевозок с попусками из Цимлянского водохранилища.

 Из-за превышения сроков эксплуатации Цимлянское водохранилище уже не выполняет свои задачи.

Новочеркасская ГРЭС сбрасывает тепловое заражение на гидрографическую сеть Нижнего Дона прямо в реку Дон выше Багаевского гидроузла и в бывшую Донскую протоку реки Аксай, которые формируют весь массив Аксайско-Донской поймы реки Дон.

 Отсутствие в проекте теплового загрязнения поймы и изменение самого климата от энергетического производства в зоне расположения Багаевского гидроузла является одной из основных причин невозможности посадки такого сооружения как у хутора Калинин, так и на острове Арпачин.

Суммарный эффект от теплового загрязнения поймы реки Дон теплыми стоками Новочеркасской ГРЭС, уменьшение скорости потока в зоне подпора Багаевского гидроузла, увеличение площади зеркала воды неизбежно приведет к интенсивному росту сине-зеленых водорослей, изменению их видового состава в сторону тех, которые оказывают влияние на запах и привкус воды для населения.

Риск поднятия уровня грунтовых вод в карстовых образованиях при строительстве объекта

 На месте, выбранном для плотины, на многие десятки метров залегают подвижные плывуны.

 Плывуны -это насыщенные водой грунты, при вскрытии приобретающие свойства вязкой жидкости.

Когда подземному стоку воды ничего не мешает, воды на поверхности нет. Как только обрушение грунта преграждает путь подземной реке, вода начинает затапливать местность, превращая ее в озеро.

Такая геология типична для правого берега Дона. 

 В 1969 году на Ростовском море водоем площадью 35 (тридцать пять) гектар в одну ночь провалился под землю в карстовую полость.

Выход есть всегда

Основной грузопоток речного флота на реке Дон ориентирован на вывоз нефтепродуктов.

Сроки строительства гидроузла составляют от 5 (пяти) до 7 (семи) лет, соизмеримы с вывозом остатков нефтяных ресурсов, которые уже на исходе в связи с падением нефтедобычи.

Успешно реализуемые на реках Европы и Азии, схемы речных грузоперевозок с широким использованием судов с низкой осадкой, как альтернатива строительству гидроузла не рассматривалась.

А ведь можно заменить стареющий флот на более современный и привязать его к реалиям уходящих глубин.  Есть альтернативные предложения о модернизации речного флота и увеличении его эффективности на 16%, только за счет инновационной корпусной доработки.

В проекте даже не указана стоимость ежегодных работ по необходимому углублению верхнего уровня Багаевского гидроузла на всем протяжении. Не учтены в расчетах расходы на ликвидацию последствий для Донской экологии, которые лягут на местные бюджеты.

Легкомысленность и безответственность в принятии решений

Сегодня вокруг строительства Багаевского гидроузла идет серьезная схватка. 22 млрд. руб. – лакомый кусок и для бизнеса, и для федеральных, региональных властей. А подход к реализации проекта легкомысленный.

Вот как смотрит на развитие водного транспорта, например, один из российских миллиардеров, выступавший на встрече членов РСПП с президентом В.В. Путиным совсем недавно.

Рассказав неприличный анекдот о неправильных управленческих решениях, он поведал саму проблему:

- Нас, крупных предпринимателей, несколько лет назад пригласили в министерство транспорта и предложили вложиться в строительство речных судов, чтобы развить водный транспорт России. Мы суда построили, а РЖД вдруг резко снизил тарифы на перевозку грузов. И в этом году хочет понизить еще раз! Экономическая эффективность водного транспорта в этом случае сведется к нулю. Спрашивается, зачем суда строили?

Действительно, зачем, если РЖД справляется с грузопотоком тех же самых нефтепродуктов, а это, напоминаю, основной вид грузов, перевозимых по Дону?!

Как рассчитывали рентабельность проекта, если даже не просчитывали влияние тарифов РЖД на объем грузопотока?!

*****

Нет более неинтересного занятия, чем убеждать правительство изменить свое решение.

Ростовское региональное отделение Межрегиональной общественной организации содействия охране окружающей среды «Живая Планета» направит разработанные общественной организацией совместно с экспертами экологические риски и социальные последствия строительства Багаевского гидроузла в Экспертный совет Правительства Российской Федерации.

Правительство обязано учесть мнение тех, кто живет на Дону!