Запуск в Ростовской области новой системы обращения с отходами

Министр ЖКХ РО Майер Андрей Федорович рассказал, что с 01.01.2019 года Ростовская область перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.

Главная задача новой системы – решить ряд системных вопросов отрасли:

  1. - обеспечить контроль, полный охват и прозрачность движения ТКО;
  2. - сократить объемы отходов, захораниваемых на полигонах;
  3. - сократить число полигонов;
  4. - изменить систему в пользу переработки отходов, в том числе таких полезных фракций, как стекло, бумага, пластик;
  5. - ввести современные подходы к обращению с ТКО;
  6. обеспечить чистоту и порядок на территории Ростовской области

В чем отличие от старой системы?

Региональный оператор по обращению с ТКО – одно из основных новых понятий  для населения. Это организация, которая несет ответственность за весь цикл обращения с ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах.

Были проведены конкурсы и заключены соглашения с региональными операторами по всем 8-ми зонам МЭОК.

Что сделано для перехода?

  1.  Инвентаризация контейнерных площадок;
  2. Составлены реестры мест их размещения;
  3. Приобретена региональными операторами  необходимая  дополнительная техника – 140 единиц;
  4. Проведены встречи в зоне каждого МЭОК;
  5. Проведены репетиции всех маршрутов;
  6. Создан оперативный штаб, единые телефоны региональных операторов, диспетчерской мин ЖКХ, ЕДДС

Всего с нового года в работе по уборке мусора задействовано 412 единиц специализированной техники.

Трудности внедрения новой системы

  1. Не учтены в реестрах точки размещения ТКО;
  2. Изъятие контейнеров предыдущими возчиками;
  3. Недостаточное количество контейнеров у управляющей компании.
  4. Затрудненный проезд к контейнерным площадкам из-за припаркованных автомобилей и погодных условий;
  5. Загрузка транспорта и отлаживание маршрута

С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Соответственно, плата для населения рассчитывается не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно проживающих и временно  в жилом помещении. Теперь из платежного документа статья расходов будет исключена из платы за общедомовые нужды и станет отдельной коммунальной услугой.

Стоит различать тариф, который устанавливается для регионального оператора на комплекс всех услуг и плату граждан за услугу по обращению с ТКО.

Чтобы рассчитать плату за услугу необходимо разделить нормы накопления на 12 месяцев, умножить полученный результат на тариф регионального оператора и умножить на количество проживающих в жилом помещении.

Нормы накопления разделены на три группы, м3//год: Первая группа – это г. Ростов-на-Дону (3,08 – 3,12), вторая группа – 11 городских округов и городское поседение город Сальск (3,01-3,06) Остальные муниципальные образования и сельские территории входят в 3 группу (1,86 -2,02).

Льготы

В Ростовской области действуют льготы определенным категориям граждан (инвалиды войны, ветераны боевых действий, инвалиды 1 и 2 группы, семьи, имеющие детей-инвалидов, граждане, пострадавшие от радиационных аварий, ветераны труда, ветераны труда РО, реабилитированные лица, сельские специалисты).

Компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 20 % от совокупного семейного дохода.

Губернатором Ростовской области Василием Юрьевичем Голубевым в ряде территорий Ростовской области был введен понижающий коэффициент норматива накопления -0,8. Его применяют на территориях, где норматив вырос  в два раза и более – это Волгодонск, Донецк, Таганрог, Сальск и Матвеево-Курганский район.

МЭОК в Ростовской области

МЭОК - межмуниципальные экологические отходоперерабатывающие комплексы, строительство которых входит в областную долгосрочную целевую программу «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области на 2014 – 2020 годы».

Разработчик Программы МЭОК – ОАО «Центр благоустройства и обращения с отходами», г. Москва

Для Ростовской области принят третий, инновационный вариант развития системы обращения с ТБО и ВМР, основанный на строительстве 8 межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (далее – МЭОК), в том числе:

  • Волгодонской МЭОК (муниципальное образование (далее – МО) «Город Волгодонск», МО «Волгодонской район», МО «Дубовский район», МО «Заветинский район», МО «Зимовниковский район», МО «Мартыновский район», МО «Орловский район», МО «Ремонтненский район», МО «Семикаракорский район», МО «Цимлянский район»);
  • Красносулинский МЭОК (МО «Город Гуково», МО «Город Донецк», МО «Город Зверево», МО «Город Каменск-Шахтинский», МО «ГородНовошахтинск», МО «Город Шахты», МО «Белокалитвинский район», МО «Каменский район», МО «Константиновский район», МО «Красносулинский район», МО «Октябрьский район», МО «Родионово-Несветайский район», МО «Усть-Донецкий район»);
  • Миллеровский МЭОК (МО «Боковский район», МО «Верхнедонскойрайон», МО «Кашарский район», МО «Миллеровский район», МО «Тарасовский район», МО «Чертковский район», МО «Шолоховский район»);
  • Морозовский МЭОК (МО «Милютинский район», МО «Морозовский район», МО «Обливский район», МО «Советский район», МО «Тацинский район»);
  • Мясниковский МЭОК (МО «Город Ростов-на-Дону», МО «Мясниковский район»);
  • Неклиновский МЭОК (МО «Город Таганрог», МО «Куйбышевский район», МО «Матвеево-Курганский район», МО «Неклиновский район»);
  • Новочеркасский МЭОК (МО «Город Азов», МО «Город Батайск»,МО «Город Новочеркасск», МО «Азовский район», МО «Аксайский район», МО «Багаевский район», МО «Веселовский район», МО «Кагальницкий район»);
  • Сальский МЭОК (МО «Егорлыкский район», МО «Зерноградский район», МО «Песчанокопский район», МО «Пролетарский район», МО «Сальский район», МО «Целинский район»).

Структура МЭОК

В состав каждого из МЭОК должны входить следующие объекты:

  1. Участок захоронения брикетов ТБО, не подлежащих переработке.
  2. Участок механической сортировки ТБО.
  3. Участок компостирования органической части ТБО.
  4. Участок термического обезвреживания биологических и медицинских отходов, поступающих в составе ТБО.

Красносулинский МЭОК должен иметь статус Технопарка и обеспечивать переработку ВМР, собираемых на всей территории Ростовской области. В состав Технопарка, кроме перечисленных объектов входящих в МЭОК, должны входить:

  1. Учебно-сертификационный центр.
  2. Экспоплощадки для практической демонстрации технологий и оборудования.
  3. Информационно-мониторинговый центр с областной базой данных кадастра ТБО.
  4. Логистический центр управления потоками ТБО и ВМР.
  5. Производственная база по промышленной переработке ВМР.

Новая система обращения с ТКО